Sunday, January 16, 2011

Бюджет. С чего начать

Составлять бюджет и придерживаться его исполнения - одно из тех занятий у которого вряд ли найдется много фанатов. Однако, такая репутация у процесса бюджетирования сложилась явно незаслуженно. Бюджет - это финансовая инструкция по достижению целей вашего бизнеса, а хорошую документацию, тем более финансовую, всегда полезно иметь под рукой.
Бюджет - не статический отчет, а документ который меняется со временем и реагирует на события. Хороший бюджет способен предсказывать будущее. Финансовое будущее. Основой для бюджета служит информация о прошлых и текущих финансовых транзакциях.
По смыслу, бюджет для бизнеса - это прогноз на определенный период времени для всех источников дохода и всех видов расходов. Весь бюджет составляется на какой-то продолжительный срок и разбивается на более короткие контрольные периоды. После окончания каждого такого периода проводится сравнение и, если необходимо, подстройка бюджета под изменившиеся обстоятельства.
Какой срок лучше выбрать для контрольного периода и бюджета в целом? Естественно, это индивидуально и зависит как от задач и специфики бизнеса, так и от возможностей и способности к прогнозам вообще. Кроме стандартных и общепонятных календарных периодов (год, квартал, месяц и неделя) часто используют, например, декады.

Как составить бюджет

Всякую активность мысли при составлении бюджета можно свести, по большому счету, к трем ключевым вопросам. Ответы на эти вопросы и станут бюджетом, а подробные и правильные ответы - станут хорошим и полезным бюджетом.
Вопросы задаются такие:

  • Какую величину чистой прибыли должен принести бизнес за тот период, на который составляется бюджет?
  • Сколько будет стоить создание такого количества чистой прибыли?
  • Каким должен быть минимальный размер дохода, который покрыл бы затраты из пункта 2 и оставил бы прибыль в размере из пункта 1?
Для ответа на эти вопросы, необходимо иметь какие-то соображения относительно будущих доходов. Как правило такие соображения рождаются из прогноза продаж на будущий период. Информация о расходах, т.е. о том, во сколько обойдется поддержать такой объем продаж будет тем качественнее, чем лучше человек, составляющий бюджет, разбирается в этом конкретном бизнесе.

Read more: Капитал ИТ